Ф. Р. IV. Собрание древнерусских рукописей и старопечатных книг
сведения
Номер фонда: Р. IV.
Наименование: Собрание древнерусских рукописей и старопечатных книг
Аннотация
Древлехранилище в сущности представляет собой огромную библиотеку северорусского крестьянина. Большинство ныне сберегаемых здесь рукописей найдены во время археографических экспедиций 1950—1980-х гг., которые направлялись из Пушкинского Дома в северные деревни, к наследникам Аввакумовых рукописании. В поездках по отдаленным деревням Севера России участвовали студенты Ленинградского университета, аспиранты Пушкинского Дома, для которых эти экспедиции запечатлевались в памяти на всю жизнь как непосредственные соприкосновения с чудом сохранившимися заповедными уголками старой Руси.
Начало этому собранию древних рукописей положил ученый-археограф, доктор филологических наук, заслуженный деятель науки СССР Владимир Иванович Малышев (1910—1976). Имя его теперь носит по праву основанное им Древлехранилище. В 1949 г. Владимир Иванович привез в институт первые несколько десятков рукописных книг, которые он отыскал в староверческих деревнях на Печоре. На эту далекую северную реку Малышев начал ездить еще в 1930-х гг., будучи студентом филфака Ленинградского университета, учеником академика-медиевиста А. С. Орлова. Одна пламенная страсть руководила тогда юношей из провинциального Наровчата, выпускником рабфака, поступившим в вуз, — отыскать на Севере подлинные рукописи, начертанные писателем XVII в., огнепальным протопопом Аввакумом, узником Пустозерска, сожженным на печорском берегу в 1682 г. в срубе «за великие на царский дом хулы». Вся жизнь В. И. Малышева была как бы озарена сполохами пустозерской казни, а слово Аввакума, списки его многочисленных произведений, письма, челобитные, знаменитое его Житие в автографе увенчивают гигантскую собирательскую деятельность ученого.
Мы хорошо знаем о древних княжеских, царских, монастырских библиотеках, о знаменитых частных коллекциях древнерусских книг. Именно они составляют основные фонды крупнейших московских и петербургских архивохранилищ, но до находок В. И. Малышева, его коллег и продолжателей мы даже не подозревали, как богат был духовный мир русского крестьянина — помора, рыбака, охотника, не расстававшегося с нравоучительной книгой даже на пашне или звероловных становищах. Книга — печатный ли фолиант или небольшенькая в оленьей замше рукописная тетрадочка — была таким же жизненно необходимым атрибутом северорусского крестьянина, как топор или парус. Рукописи хранили как память предков и наставление живущим, передавали из поколение в поколение.
Рукописные книги содержат едва ли не весь репертуар древнерусской литературы, начиная от летописей и кончая списками с напевами древних «покаянных» стихов. Впитав через византийскую книжность духовные основы христианской и античной литератур, древнерусское слово на протяжении семи столетий учило и созидало, образовывало и воспитывало русский народ — от князя до поселянина. И ныне, почти забытая и непонятная современникам, древнерусская литература нет-нет да и отзовется знаменным эхом не только в научном трактате, но и в сердце, жаждущем истины о подлинных подвигах и славе наших предков.
Почти четыре века просуществовала в России и особая крестьянская книжность. Теперь мы знаем о родовых крестьянских библиотеках, существовавших с XVI в. Зачастую в деревенских избах, при свете лучины эти книги переписывались, украшались орнаментированными буквицами и заставками, переплетались. Особую ценность имеют иллюстрированные рукописи, украшенные лицевыми изображениями. Некоторые страницы выглядят затейливым цветным ковром, в центре которого запечатлена райская птица Сирин или вставлен иконный образ преподобного инока.
Печорские, северодвинские, пинежские, мезенские, вологодские, карельские крестьяне владели в известной мере и церковной (славянской) и гражданской грамотой, и эти знания создавали неповторимый культурный фон, на котором взращивался менталитет народа, сберегался язык. Из экспедиций привозили совсем уж казавшиеся «непрофильными» материалы: крестьянские письма, дневники, документы из родовых архивов, хранившиеся в иных домах по триста и более лет. Пока немногие из этих уникальных материалов удалось опубликовать, большинство еще ждет своего исследователя. Древлехранилище обладает крупнейшим фондом крестьянских бытовых и деловых бумаг последних двух столетий.